14 сентября 2013 г.

Вчера прослушал-просмотрел лекцию о риторике

Оказывается, риторический взгляд, риторическая точка зрения - это взгляд с точки зрения ритора. 
В общепринятом понимании ритор - это трибун, оратор, который:
  • выступает перед аудиторией,
  • имеет право это делать и
  • делает это профессионально.
Аудитория ритора также требует своего определения.
В лекции это всё есть.

Когда Достоевский прочел свою знаменитую Пушкинскую речь, его слушатели восприняли её с восторгом.
Но когда речь опубликовали, на него обрушилась критикая.
Такая неожиданнная, сильная и несправедливая, что Достоевский через полгода скончался.

Это пример неудачного риторства.
Достоевский написал прекрасную речь, но реакцию аудитории оценил неверно.
Забегающие вперёд, пишущие о чем-либо критики, часто ошибаются в своих оценках.
В своих газетах и журналах они обязаны высказываться первыми, и на этом основании тщеславно полагают, что формируют вкусы читателей.
Критики журналисты подвержены цеховому духу, моде на царящие в обществе настроения.
Их сносит в сиюминутность и злободневность, сенсация - их хлеб.
Но аудиторией Достоевского были не газетчики, а Россия.
Позже пресса, конечно же, сменила тон.
Речь была оценена по достоинству, но автор этого не дождался.

Изначально риторы не расчитывали на публикацию своих речей.
Просто не было газет и борьбы за подписчика.
Воздействие на аудиторию было устным.
Теперь - многоканальным и широкополосным.
Современная риторика это искусство выступления перед камерой.
Но с трибуны.
Или с кафедры.
Или со сцены.
Или неважно откуда, но перед объективом.

Камера мобильника становится трибуной, которая доступна каждому.
В свою очередь, современная аудитория мобильна как никогда.
Она выбирает риторов по своему вкусу и распадается на группы по интересам.
Поэтому современные трибуны и ораторы могут не ждать, когда люди соберутся в одном месте в одно время.
Было бы что сказать, а кому надо, найдет, услышит и прочтет.
Если раньше критики были посредниками между читателями и ораторами, то теперь эту роль играют поисковики автоматически.
Запросы пользователей формируют ораторов.
И как всегда, кумиров создает толпа
Число просмотров - как денежная мера начинает превосходить финансовые показатели успеха.