16 февраля 2020 г.

Заметка о будущем кино

Посмотреть со стороны
Как снимают фильмы сегодня, и что может быть завтра?
Прогнозы, предсказания, предвидения и догадки других позволяют нам определить тенденции, понять, куда движется мир вообще и кинематографический в частности.


Камера снимает, а экран показывает нам всё, что происходит в кадре со стороны, стараясь оставаться за кадром.
Даже перед зеркалом её не видно, в этом мастерство оператора - скрыть за углами обзора наблюдателя, глазами которого фильм видят зрители.
Поэтому зритель видит как бы "документальное" кино.


При съёмках постановочного фильма этот метод стороннего наблюдателя сохраняется.
Зритель принимает эту условность, и кино смотрится "как взаправду".

Появление Очков Google Glass со встроенной камерой превращает зрителя в оператора - соучастника событий.
Это принципиальная смена отношений между зрителем и оператором - автором фильма.
Меняется парадигма отношения к экрану.

Как бы документальное становится по-настоящему документальным.
В традиционный метод создания фильма редко вносятся элементы прямого контакта, когда персонажи обращаются к зрителю, смотрят в непосредственно в объектив.
Полагаю, метод перестаёт быть единственно главенствующим в кинематографии, и вот почему.

Стороннее наблюдательство приучает, и артиста, и зрителя думать о том, как ты выглядишь со стороны, глупо или смешно, героически или жертвенно, отсюда возникает позёрство и склонность к дурной театральности.
А соучастие, содействие побуждает думать о том, что "ты" видишь и что делаешь дальше, исходя из увиденного.
Очки Google Glass делают метод прямой и "безмонтажной" съёмки доступным средством создания эффекта погружения в реальность.

Кино-Соглядатайство в большой степени позволяет понять, почему реальность у каждого своя.
Все действуют по-разному, несмотря на то, что исходные данные вроде бы одинаковые.
Два человека в очках-камерах снимут разные истории об одном и том же событии.
Но до заката централизованных СМИ с односторонней коммуникацией и односторонним взглядом на мир, где камера оператора как бы "ни при чём", конечно, дело не дойдёт.

* * *
Расширенная редакция этой статьи  от 20.05.2018
21.09.2013
16.02.2020