12 марта 2017 г.

Фильм посмотрел, понравился и... что дальше?

Вчера постфильмовский диапазон действий зрителя был невелик: рассказать кому-то, поделиться впечатлениями, найти такого же восторженного зрителя и сравнить личные заметки удачных моментов, остроумных фраз...
Общепризнанные места из ленты становились крылатыми фразами и уходили в народ.
Таким образом фильм обретал известность, получал неофициальную зрительскую оценку и расширял аудиторию без затрат на рекламу и навязчивых телеанонсов.

Сегодня новые фильмы, сериалы и вообще культурные феномены, вслух обсуждают редко.
Зато есть реклама под видом новостей на телеканалах, если канал продвигает свой продукт к зрителям, включающим телевизор лишь на новости.
Ещё есть ленты комментариев под выложенными на видеохостингах фильмами и сериалами.

Мнения вчерашних зрителей становятся текстами, которые могут накапливаться годами, но мало влиять на активность будущих зрителей.
Оценка фильма сводится к 10-бальному рейтингу, который показывает отношение досмотревших фильм до самого конца к общему числу зрителей, начавших его смотреть и бросивших.

Завтра выбор зрительских действий после просмотра фильма будет несравненно шире.
И это расширение зрительский возможностей что-то сулит нам и влечёт в такие дали, что сразу и не поймёшь - лучше будет нам, зрителям, или наоборот?

Но мир меняется, не спрашивая нас.
Нам остаётся адаптироваться к переменам так, чтобы всем вместе и поодиночке каждому не становилось хуже.
Пусть уж лучше будет "Всё чудесатее и чудесатее! Всё страннее и страннее!"

Прежде фильм был событием, разделявших общество надвое - тех, кто этот фильм видел и всех остальных.
Те, кто фильм увидел, создавали своими разговорами для остальных новостной очаг, возле которого грелись слушатели - потенциальные зрители.
Фильм становился событием потому, что обретал сторонников в кинозале и начинал воздействовать на эмоции зрителей до своего просмотра.
Сарафанное радио жило в моменты бесед о фильме, или о новой прочитанной книге, статье в журнале.
Герои таких тусовок - первые зрители фильма - чувствовали на себе внимание слушательской аудитории и "пушили перья", задавали тон в жизни своих коллективов.
Общество было похоже на оркестр, который сам настраивается на некую частоту, общеслымого камертона.

Теперь такой площадки, на котором общество сравнивало бы, оттачивало и формировало свои взгляды, нет.
Нет в её прежнем виде, в доинтернетную эпоху существовавших в качестве необозримого множества независимых и регулярно посещаемых офф-лайновых курилок, тусовок на рабочем месте и на прочих собраниях в коммунальных кухнях и за доминошными столами, вкопанными во дворах.
Теперь у каждого на столе и в кармане есть иконки социальных сетей и агрегаторы новостей..
Не говоря про телевизионные панели, висящие не только в домах, но и в офисах, торговых залах и даже в маршрутках.

Чего же мне не хватает?
Интересно, что нас ждёт завтра, если мы сегодня не можем понять, как лучше использовать уже имеющиеся технологии?
Обновление наслаивается на обновление, не давая возможности осознать направление перемен.

Реальность разделилась на жизнь вокруг и картинку в экране, которая похожа на жизнь, но вовсе не реальность, а всего лишь картинка.
Если вы переживаете и чувствуете сильные эмоции, глядя в экран, вы больны!
Вы даже не осознаёте, что смотрите на изображение, которое давно крутится в эфире.
Зачем смотреть старые новости?
Лишний раз увидеть чужую радость, чужие слёзы, не испытывая при этом чувств потому, что эмпатия от повторов лишь притупляется.

Трансляторы крутят одни и те же ролики и сюжеты многократно в расчёте на простаков, которые поверят в то, что изображение - это и есть жизнь.
Поверил - понравится, понравилось - купишь!
Картинки перестали быть событием, стали жвачкой для ума.
Многим нравится иллюзия сопричастности к происходящему на экране, мозг получает информацию и перерабатывает её в полезную энергию для организма.
Но интеллектуальная жвачка - не пища, ею сыт не будешь, энергия разума, не находящая выхода, начинает пожирать аналитические способности мозга.
Скудоумие - болезнь информационная, подкрадывается к зрителю незаметно.

Не надо быть мудрецом, чтобы предсказать деградацию телевещания, как инструмента общественного развития, если оно сохранит ориентацию на публику исключительно, как на объект своей рекламы.
Авто концерны - кормильцы мирового телевидения - в погоне за покупателями, пытаются сбывать одним и тем же телезрителям всё новые и новые модели, не предлагая взамен механизма избавления от старых моделей, ещё работающих машин.
Те, кто могли - давно купили и ездят, кто собирается покупать - тот, если не дурак, на рекламу не смотрит, а ищет способы заработать на более дорогую модель.

Кому крутят рекламу авто концерны?
Самим себе, погружаясь в иллюзию, что их авто - мечта для миллионов.
В то время, как для нормальных людей, автомобиль - лишь средство передвижения.

Телевидение работает на рекламодателей, уверяя их в своей популярности, ссылаясь на свои рейтинги и охваты.
А концерны платят за прайм-тайм, потому что им нравится то, что они видят на экране, делая новости фоном для своих роликов.

А что общество?
Безмолвно наблюдает, как конкуренция рекламы в эфире, раскручивает денежный маховик силами небольшой группы медийных персон, узнаваемых лиц-брендов, которые всё больше нам надоедают в экранных позах и гримасах.

Как понимать происходящее?
Как не потерять себя и найти своё место в быстро меняющемся мире?
Мой рецепт прост.

Надо научаться говорить о главном, о важном, о будущем с теми, которого лично знаешь, и чьё мнение для тебя действительно дорого.
Делиться впечатлениями, а не перепечатками и ссылками на сторонние ресурсы.
Если вашим впечатлениям, вашей искренности поверят, нужную ссылку найдут.
Но делиться ссылками  в расчёте на то, что по ним последуют ваши адресаты - значит обслуживать чужой денежный маховик.
Прекратите участвовать в чужом шоу, создавайте своё!

* * *

Послесловие

"Лучший способ объяснить - это самому сделать!" (с)
Выше я привёл ссылку на цитатник из "Алисы в стране чудес".
Пожалуй, мне пора эту книгу перечитать заново.
Подборка цитат изменила мой взгляд на знакомую книгу.
И я понял, что вкуса именно этой изюминки как раз мне недоставало.