5 апреля 2017 г.

Искусство всегда у цели. Б.Л.Пастернак

Наука через искусство
Цитата в заголовке взята из недавнего цикла тв-передач о К.И.Чуковском.

Искусство синтезирует чувства и ощущения художника, превращая его произведения в знания о мире.
Художественное познание мира происходит через через отражение жизни, через синтез того, что почти не поддаётся анализу, научное познание идёт в противоположном направлении - от анализа к синтезу.


Наука занимается анализом жизни, изучая строение живых существ по трупам и скелетам.
У науки нет произведений, есть достижения и результаты.

Наука собирает статистику, создаёт красивую и даже впечатляющую инфографику, делает прогнозы...
Иногда научные открытия производят атомные или эпидемиологические взрывы.
Но это нельзя считать произведениями, поскольку они опасны для жизни.

А художник сделал нечто, и очередь к его шедевру со временем только растёт.
Сколько людей уже увидело и ещё посмотрит на наскальную живопись первобытного художника?
А кто из нас помнит метод деления многозначных чисел, который в Древней Греции изучали годами, и там были почтенные академики этого дела, пока не додумались делить цифры столбиком?

Произведения множат ряды искусствоведов, дают им пищу для ума и средства к существованию и, слава богу, что они это делают.
Но суть их работы научно-аналитична по своей природе.
На одного художника приходится армия "учёных", ведающих о нём и его вкладах в общечеловеческую копилку.

Искусствоведы шедевров не создают, лишь их комментируют в меру своих знаний и нужд публики, ими собранной и им благосклонно внимающей.
Экспонаты шедевров выступают перед ними в роли трупов в анатомичках, которых оказывается можно оживлять с помощью экспозиций и инсталляций.

Галереи современного искусства, как удачная смесь наук и искусств, успешно развиваются во всех странах.
Это модный тренд проектирования, и необычных зданий, и необычных представлений.
Известные всему миру изображения предстают в новом свете, новом масштабе, среди других новых, возможно пока малоизвестных, но не менее впечатляющих произведений.
Галереи, как центры кристаллизации не разрушительных представлений о мире, а растут не по рыночному, а по территориальному принципу, это значит - не воюя, не мешая и не конкурируя друг с другом.

Все достижения наук временны и преходящи.
Научные и спортивные рекорды нужны, чтобы знать, что преодолевать дальше.
Цели достижений - горизонты, которые постоянно раздвигаются.
А искусство всегда у цели, как художник у своего холста.

====
Стоит ребёнок и горько плачет.
Смотрят на него бабушка с дедушкой и улыбаются.
Демонстрация каприза удалась.
Награды прохвост не получит.