22 октября 2016 г.

Пещерная модель реальности

Путешествия по Италии
Моя модель моей реальности часто вступает в конфликт с чужими моделями чужих миров.
Но эта незримая борьба остаётся на уровне невысказанных претензий, маленьким язычком, про себя.
Вслух говоря, проще сделать вид, что реальность объективна для всех одинаково, чем отстоять правоту своей модели.

Однако глубоко в душе каждый чувствует, что он по-своему прав, и что он кривит душой, легко соглашаясь с общепринятым мнением.
Получается, что истинно моей реальности будто и вовсе не существует.
Она давно и незаметно уступила место чужим, навязанным или предложенным и воспринятым мною извне.


Для каждого человека, который сидит в своей пещере (по Платону), очень важно открыть для себя новый мир, найти выход из своей темницы.
Но, покидая свою пещеру, я не обретаю другую.
Посещая иные места, я просто сравниваю их со своим местом, что-то лучше, что-то хуже - и только, обживаться и обустраиваться в них нет ни времени, ни желания.
Поэтому путешествия, чтобы они приносили пользу, не одни только впечатления, должны быть долгими, прочувствованными, как пробный переезд на новое место жительства.

Смена климата, окружения, привычных маршрутов, видео и звукоряда - вот что потрясает весь организм, излечивает от многих болезней без лекарств.
Главное - отправиться в путь налегке, оставить свою пещеру за спиной, а не тащить всё с собой, как улитка или черепаха, сросшаяся со своим панцирем.
Длительное путешествие вынуждает нас адаптироваться к новой среде обитания, и это лучше, чем холодный душ, потому что оздоравливает тело и душу изнутри.

Только в реальном противостоянии чуждому миру твоя модель твоей реальности обретает силу.
Чуждая среда - не враждебная.
Со временем любая среда осваивается, и становится всё более и более дружелюбной.
И наши умозрительные борения с миром уходят, как телевизионные страсти после выключения.

* * *

Я мир свой растерял,
Как промотал наследство.
Чужих краёв искал,
Забыв про отчий край.
Зачем я так легко
Своё покинул детство?
Планету променял
На свалку и сарай.

О, поприще моё
пока под слоем хлама,
Что сам не разберёшь -
никто не разберёт.
Но давняя мечта
улыбкой из тумана
Неслышимо зовёт,
к себе маня, вперёд.

Я отыскал свой лист,
Черновичёк пространства,
Где дышится легко,
Где царствует творец,
Где не перед кем мне
Стыдиться, задаваться,
Где сам себя бранит
Удалый молодец.